Лого сайта >> материнство и право

Помощь врача, или
как от нее защититься?

Арина Покровская, юрист

Врачам мы привыкли верить безоговорочно. Раз доктор назначил определенные рекомендации, то мы обязаны их выполнять. Но у пациентов есть не только обязанности, но и права. Знать которые необходимо.

Вам обязаны выдать медицинский полис

Прежде всего, следует помнить: существующую медицину оплачиваете ВЫ. У вас вычитают налоги на бесплатное медобслуживание. А если вы является домохозяйкой, значит, за вас платили ваши родители, ваш муж и все те, кто платит налоги всю жизнь, а услугами медицины пользуется редко. Государство предоставляет нам ПРАВО воспользоваться медицинской помощью. Но это только право, а не обязанность. Решать вам.

Если вы являетесь гражданином РФ, вам обязаны БЕСПЛАТНО выдать полис медицинского страхования.

Свежий пример: в г. Обнинске Калужской области страховая компания, обслуживающая эту территорию, отказалась выдать медицинский полис неработающей Наталье О.. Основание: «вы не работаете, налоги государству не платите, полис таким не даем». Ясно, что это невыгодно страховой компании, но при чем здесь пациент? После консультации юриста, Наталья нанесла повторный визит в страховую компанию, где уверенно разъяснила свои права, после чего ей в тот же день выдали полис.

Женская консультация

Женщина готовится стать матерью. Она становится на учет в женскую консультацию. Чаще всего бывает так: уже с первого визита ей вольно или невольно внушают статус пациентки со всеми вытекающими последствиями: страхами, зависимостью от результатов анализов и мнения врачей. Саму же беременность обзывают диагнозом и начинают вести как сложное заболевание. Возможно, некоторым женщинам это даже нравится. Куда легче переложить заботу о малыше на мудрых врачей, которые «все знают и все умеют», чем во все вникать самой. Но нужно учиться принимать ответственность на себя: с уверенностью задавать врачам все возникающие вопросы, читать аннотации к лекарствам и вакцинам, сравнивать мнения специалистов и всегда быть готовой сделать собственный выбор.

Бывает, что в женской консультации во время беременности вас заставляют посещать врача в соответствии с его планом, а вы: 1) хорошо себя чувствуете; 2) не имеете времени; 3) НЕ ХОТИТЕ посещать сие заведение. Тогда просто вспомните о своих правах:

Также нарушениями закона являются запугивания пациента, отказ в предоставлении подробной информации о способе лечения и возможных осложнениях, любое давление на него и членов его семьи, сообщение о пациенте конфиденциальной информации лицам, не участвующим в его лечении или наблюдении, а также членам его семьи… Ведь до сих пор находятся гинекологи, угрожающие позвонить «маме», если молодая женщина не выполняет все рекомендации врача!

Родильный дом

В родильных домах продолжает быть правилом отрыв женщины от семьи при родах в больнице и лишение ее права ухаживать за своим новорожденным ребенком по своему усмотрению. На данный момент можно заранее выбрать роддом, где разрешены посещения родственников. К сожалению, в основном это практикуется на платной основе. Тем не менее, когда в соседних палатах находятся «платная» и «бесплатная» роженицы, и к первой вовсю ходят гости, а ко второй не пускают никого – налицо явное нарушение прав «бюджетных» пациентов. Врачи ссылаются на стерильность, но доплата стерильности не увеличивает.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 26.11.1997 года № 345 (Приложение 1):

Итак, ясно, что новорожденного малыша роженица имеет право потребовать сразу приложить к груди и никуда не уносить от мамы. Мать также имеет право отказаться от докорма, кормить грудью по требованию малыша, а не по графику роддома. Однако на практике это требует большой уверенности в своих силах и хорошего физического состояния после родов.

В период младенчества ребенка родители находятся практически в полной власти медицинских рекомендаций. Для медицины же ребенок – это прежде всего пациент. А значит, его надо лечить. А если и не надо, то обязательно проводить определенную профилактику (прививки, медосмотры и т.д.). Мнение родителей в расчет, как правило, не принимается.

В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 26.11.1997 года № 345 (Приложение 1):

Тем не менее, независимо от вашей точки зрения на роды (дома или в роддоме), на прививки (делать или нет), грудное вскармливание, докорм и прочее, вы можете отстоять свои права!

Кому жаловаться?

Знайте, если вы не довольны качеством медицинского обслуживания, безрезультатным или вредным лечением, грубостью персонала и прочим несоблюдением ваших прав, вам следует:

  1. Спокойно и уверенно объяснить, чем вы недовольны и какие ваши права нарушили, и предложить исправить ситуацию.
  2. Детальнее изучив ваши права в неустраивающей вас ситуации, побеседовать с руководством соответствующего медучреждения.
  3. При отсутствии положительных результатов написать заявление в произвольной (в любом случае обязаны ответить) форме, указав в нем свой адрес и телефон, на имя:заведующей женской консультации; главврача больницы; начальника Департамента здравоохранения (соответствующего территориального органа); прокурора районной/межрайонной прокуратуры… - в зависимости от причиненного по вашему мнению вреда. Сдать заявление, поставив на копии штамп о принятии. Если не принимают, попробовать сдать со свидетелем, записать ФИО и должность того, кто отказал принять, далее направить заказным письмом с уведомлением.
  4. Получить ответ и действовать по ситуации.

Всем вышесказанным я отнюдь не выступаю против медицины вообще и врачей в частности. Тем не менее, я полагаю, что незнание своих прав пациентом создает условия для злоупотребления ситуацией врачом. Но если человек спокойно и уверенно говорит о своих правах, уважая себя и собеседника, он скорее получит положительный результат, нежели будет ущемлен в правах.

Бесплатные юридические консультации можно получить в Интернете, приобрести печатные издания со сборниками интересующих вас законов, в соответствующих госорганах вам также должны разъяснить ваши права по интересующей проблеме.

Главное – верить в себя!

По материалам http://www.privivkam.net/

Шрифт: