Пропустить навигацию
Как врач, говорю
ТЕМА
Н.А.Жаркин доктор медицинских наук, профессор, Волгоград
Н.Д.Подобед Волгоградская медицинская академия
Е.В.Александрина Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской академии
А.Е.Мирошников Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской академии

Перинатальная психология в программе подготовки семейных пар к родам

Естественное рождение - лого

 

Опубликовано 08.02.2009

Шрифт:
Версия для печати

Н.А.Жаркин, Н.Д.Подобед,
Е.В.Александрина, А.Е.Мирошников; Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской академии

Перинатальная психология в программе подготовки семейных пар к родам

Другие статьи по теме:

Первоисточник: сайт «Перинатальная психология

Сложившаяся в предверии Третьего Тысячелетия демографическая ситуация в России заставляет обратить особое внимание на родовспоможение. Обвальное снижение рождаемости, естественная убыль населения в Волгоградском регионе на протяжение 10 лет вызывает необходимость бороться за жизнь каждого родившегося и еще нерожденного ребенка. При этом помимо физического здоровья немаловажное значение имеет и духовно-нравственное состояние потомства, поскольку формирование будущего поколения россиян происходит в новых общественно-экономических и социальных условиях. Оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание8А.П. Николаев «К вопросу о подготовке беременных к родам в женских консультациях «Акушерство и гинекология, 1952, № 5, стр. 37..

В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но, к сожалению, на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира заметили, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. В то же время в обществе наметилось повышение интереса к психологии личности, психологии рождения и смерти, смысле нашего бытия. Исследования, проведенные в данной области знаний, позволили взглянуть на проблему беременности и родов по-новому. Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в «Ассоциации перинатального воспитания», возник новый раздел науки о человеке — перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека.

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Грофом. По С.Грофу4Гроф. Ст. «За пределами мозга». Москва. 1993, 490 с., перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией.

Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и, что не менее важно, физически и психически здорового. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры Родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства3Е.Б. Ефремова, А.Н. Рылькова «Результаты внедрения программы «Возрожденные роды « в работу ММУ № 2 Центрального района г. Волгограда». Доклад на 3-й межобластной научно-практ. Конф. «Нелекарственная терапия патологии репродуктивной системы человека» Волгоград, 1997..

Безусловно, что формирование родительской культуры происходит в семье. Однако в силу объективных обстоятельств, сложившихся в нашей стране под влиянием политических событий, основы родительской культуры во многом утеряны. Восстановление ее с учетом национальных традиций может повлиять не только на уровень рождаемости и качественные показатели работы службы родовспоможения, но и многие общественные процессы.

Целью работы явилась разработка методики подготовки семейных пар к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц плода и развития родительской культуры.

Для достижения указаной цели были поставленные следующие задачи:

  1. определить эффективность различных подходов в подготовке беременных к родам в женских консультациях г. Волгограда;
  2. разработать принципы подготовки семейных пар к родам с учетом формирования перинатальных матриц плода и оценить ее эффективность.

В настоящее время методы подготовки беременных к родам в женских консультациях г.Волгограда можно разделить на 3 группы:

  1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена» подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому укорочению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета и анкетированию, проведенному студентами и сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии за последние 2 года по городу Волгограду перинатальная смертность составляет 15,1% в 1997 году и 14,5% — в 1998, материнская смертность соответственно — 26,7 и 56,2 на 100000 живорожденных, младенческая (до 1 года жизни) смертность — 15,2% и 13,7%, заболеваемость новорожденных — 390,1% и 444,9%, Процент первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%. На смешанном вскармливании выписано из родильного дома 32% детей. Таким образом, полное отсутствие психологической помощи беременным по существу в немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем отрицательным демографическим и социальным процессам, которые имеются в регионе.
  2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработанная в нашей стране К.И. Платоновым и И.И. Вельвовским10Е.П. Шевцова, М.В. Андреева, М.С. Селихова, «Рефлексотерапия астено-невротических состояний у беременных». Сб. трудов ВМА, т.53, вып. 4, с. Волгоград 1997г. и усовершенствованная впоследствии А.П. Николаевым9К.И. Платонов, И.И. Вельвовский «Психопрофилактика болей в родах». Медгиз, 1940, стр.28.. Она состоит из четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового периода, о поведении женщины в 1-м периоде родов, характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда охватывающая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2–3% от общего числа беременных. Повторнорожающие женщины, как правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего методического подхода, не обеспечивает снижения невротических расстройств у беременных, также как и в первом варианте приводит к значительным репродуктивным потерям1,Е.В. Александрина, А.Г. Денисов «Коррекция психологического состояния перед родами в условиях акушерского стационара». Сб. трудов ВМА т. 53, вып. 4, стр. 15, Волгоград,1997.11Hyodo M.D. Ryodoraku treatment and objective approach to acupuncture. Osaka. 1975. 140 p..
  3. Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды», разработанная в США и внедренная в 2-х женских консультациях г.Волгограда в 1995 году. По своей сути она является улучшенным вариантом программы И.И. Вельвовского — А.П. Николаева. В программе делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы). Целью программы является проведение физического и гигиенического тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры, прошедших специальные подготовительные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным Е.Б. Ефремовой и А.Н. Рыльковой5Н.А. Жаркин, А.Е. Мирошников «Сладостные роды — мечта или реальность? «. Сб. трудов ВМА, т.53, вып. 4, стр. 25. Волгоград, 1997., неплохие результаты. В группе из 150 беременных, прошедшей подготовку по данной программе в женской консультации Центрального района, по сравнению с контролем (250 беременных, занимавшихся в школе матерей по методу И.И. Вельвовского — А.П. Николаева), своевременных родов было на 4% больше, преждевременных -на 2% меньше, аномалии родовой деятельности отмечены в 1,6 раза реже, продолжительность родов сократилась на 3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6% реже, число кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе. Оперативное родоразрешение потребовалось в 4% случаев в основной группе, против 12% в контрольной. Однако, данная программа, на наш взгляд, имеет один существенный недостаток — отсутствие должной психологической помощи на уровне, обеспечивающем формирование родительской культуры.

С учетом вышеизложенного в нашей клинике третий год выполняется подготовка семейных пар к появлению у них ребенка7,Н.П. Коваленко «Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов». Занятия проводятся в родильном доме Центрального района (профессор Н.А. Жаркин), женской консультации Кировского района (врач А.Е. Мирошников) и Тракторозаводском роддоме (ассистент Е.В. Александрина). Подготовка предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздоровительной. Групповые занятия расчитаны на 3 месяца по 3 занятия в неделю.

Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторождения, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродовом периоде, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания. В тематических занятиях используются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.

Воспитательная программа предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком. Делаются попытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применяются методики личностного ориентирования8,А.П. Николаев « К вопросу о подготовке беременных к родам в женских консультациях «. Акушерство и гинекология, 1952, № 5, стр. 37.. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспитательная программы предусматривают в первую очередь создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода.

Оздоровительная программа предусматривает оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью используются компьютерная психодиагностическая система на основе ММРI, акупунктурная диагностика2Е.А. Ермакова «Перинатальная культура как средство оздоровления и укрепления семьи». Сб. трудов ВМА, т. 53, вып. 4, стр. 20, Волгоград, 1997.. Проводятся занятия по оздоровительной гимнастике с элементами массажа в гимнастическом зале и бассейне с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений. По окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до срока родов. По объему часов каждый раздел занимает примерно равное количество времени. Выполнение всех трех программ позволяет строить акушерскую тактику в отношении родоразрешения.

За 2 года работы родоразрешено 66 женщин. Большинство из них имели генитальную или экстрагенитальную патологию, обсуловившую высокий риск перинатальных и акушерских осложнений. К такой группе относилось 30 (45,5%) беременных. Большинство первоначально имели страх перед родами, боязнь болей. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у шестерых (9,1%), мягкие — у 34 (51,5%) женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок имел спокойное поведение, не кричал, проявлял живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей при этом после адаптации к свету (примерно через 5–7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 3-и стуки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3-х секунд).

В рамках данной программы впервые в Волгограде внедрена технология водных родов6,Н.А. Жаркин «Программа подготовки беременных к родам». Сб. «Патология беременности и родов», Саратов, 1997, с.43., с помощью которой родоразрешено 41 (62,1%) беременная. Ни в одном случае не было необходимости медикаментозного обезболивания родов. Осложнения в виде дискоординации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в последовом периоде было у 2 (3%). Кесарево сечение произведено трем роженицам (4,5%). Осложненные роды у этих пациенток проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов (развод с мужем), неверие в собственные силы, легкомысленного отношения к духовной работе над собой. Перинатальных потерь не было. В состоянии асфиксии легкой степени родился один (1,5%) ребенок с тройным тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Все дети выписаны из родильного дома на полном естественном вскармливании. До года на смешанном грудном вскармливании находилось 48 (80%) из 60 детей, из них один ребенок — на полном естественном вскармливании. Результаты анкетирования родильниц показали, что не менее 90% перворожавших женщин не исключали возможность рождения второго ребенка, мотивируя это прекрасными впечатлениями от прошедших родов. Принимая во внимание основную цель работы — формирование перинатальных матриц ребенка, за детьми продолжается наблюдение психолога и педиатра. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что физическое и психическое развитие детей от родителей, прошедших дородовую подготовку по нашей программе имеет тенденцию к опережению. Однако о закономерностях пока говорить преждевременно.

Таким образом, в подготовке беременных к родам следует учитывать необходимость формирования перинатальных матриц плода и родительской культуры. Это позволяет обеспечить устойчивое психоэмоциональное состояние женщин, повысить частоту мягких и сладостных родов, улучшить качественные показатели службы родовспоможения.

Литература

  1. Е.В. Александрина, А.Г. Денисов «Коррекция психологического состояния перед родами в условиях акушерского стационара». Сб. трудов ВМА т. 53, вып. 4, стр. 15, Волгоград, 1997.
  2. Е.А. Ермакова « Перинатальная культура как средство оздоровления и укрепления семьи». Сб. трудов ВМА, т. 53, вып. 4, стр. 20, Волгоград, 1997.
  3. Е.Б. Ефремова, А.Н. Рылькова «Результаты внедрения программы "Возрожденные роды" в работу ММУ № 2 Центрального района г. Волгограда». Доклад на 3-й межобластной научно-практ. Конф. «Нелекарственная терапия патологии репродуктивной системы человека» Волгоград, 1997.
  4. Гроф. Ст. «За пределами мозга». Москва. 1993, 490 с.
  5. Н.А. Жаркин, А.Е. Мирошников «Сладостные роды — мечта или реальность?». Сб. трудов ВМА, т.53, вып. 4, стр. 25. Волгоград, 1997.
  6. Н.А. Жаркин «Программа подготовки беременных к родам». Сб. «Патология беременности и родов», Саратов, 1997, с.43.
  7. Н.П. Коваленко «Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов»
  8. А.П. Николаев « К вопросу о подготовке беременных к родам в женских консультациях «Акушерство и гинекология», 1952, № 5, стр. 37.
  9. К.И. Платонов, И.И. Вельвовский «Психопрофилактика болей в родах». Медгиз, 1940, стр.28.
  10. Е.П. Шевцова, М.В. Андреева, М.С. Селихова, «Рефлексотерапия астено- невротических состояний у беременных». Сб. трудов ВМА, т.53, вып. 4, с. Волгоград 1997 г.
  11. Hyodo M.D. Ryodoraku treatment and objective approach to acupuncture. Osaka. 1975. 140 p.
Яндекс.Метрика